ПАВЕЛ ТЫЧИНИН И ЕГО ЖИВОПИСЬ

В 1998 и 1999 годах Тычинин занимался педагогической работой в художественном вузе, созданным петербургским художником В.П. Чеботарем. Он преподавал студентам второго курса технологию живописи, помогал осваивать процесс копирования.

Главной целью своего творчества П.Б. Тычинин считает создание многофигурных композиций. Еще в период обучения в училище были написаны работы на сюжеты из русской истории: «Евпатий Коловрат» (1982) и «Накануне Куликовской битвы» (1983). В первой работе он обратился к историческому эпизоду, почерпнутому в известном романе «Батый» В. Яна, повествующему о «Евпатии неистовом». Для уточнения исторической правды и документальных деталей – мечей, топоров, одежды жителей Рязани в 13 веке – Павел посетил Московский исторический музей.

В первом варианте картины «Не скажет ни камень, ни крест, где легли…» (1983) был изображен момент гибели броненосца «Петропавловск» во время русско-японской войны 1904 года. В морской пучине погибли великий живописец-баталист Василий Васильевич Верещагин и адмирал Сергей Осипович Макаров. Они разделили трагическую судьбу с матросами из команды «Петропавловска», тогда погибло шестьсот сорок человек. Художник объясняет: «Моя попытка изобразить на полотне эту трагедию опиралась на исторические воспоминания капитана Н.М. Яковлева, случайно спасшегося во время катастрофы. По его словам, «за несколько минут до взрыва он последний раз видел Верещагина, спешно рисующего открывавшуюся взору панораму». Минный офицер Исниш рассказывал о последних секундах жизни Верещагина. Он писал: «Смотрю, стоит группа матросов и среди них в расстегнутом пальто Верещагин. Часть из них бросается в воду. За кормой зловеще шумит в воздухе винт. Несколько секунд – и взорвались котлы. Всю середину корабля вынесло со страшным шумом вверх. Правая 6-дюймовая башня отлетела в море. Громадная стальная стрела на спардеке для подъема шлюпок, на которой только что остановился взгляд, исчезает из глаз, – я слышу над головой лишь басистый вой. Взрывом ее метнуло на корму, и место, где стояли люди и Верещагин, было пусто – их раздробило и смело…»[3].

В картине «Реквием» (1983) момент скорби передан при помощи обобщений и символов, большое значение имеет контраст белого и черного. Найденное художественное решение, построенное на геометрических формах фигур, их соотношениях и градациях перспективных планов, точно передает идею произведения – скорбь. Художник достиг монументальности и лаконизма. Гибель античного мира символично изображена в эскизе «Атлантида» (1983), где продолжает свое развитие пластический метод, найденный в «Реквиеме».

С ноября 1983 по октябрь 1985 года Тычинин служил в рядах вооруженных сил. В краткие часы свободного времени он написал композиции: «Орфей и Эвредика», «Садко», «Жанна д’Арк», «Русь», «Конец ига», «Одиночество». Выполнил эскиз к картине «Защитники». До конца 1988 года работал над большой исторической картиной «Защитники», задуманной еще в армии. Композиция имеет глубину, благодаря большому контрасту фигур первого плана и действию, проходящему внутри крепости. Здесь он стремился передать ощущение тревожного ожидания битвы. Колорит получился значительно светлее и ярче, чем у его первых исторических картин.

В 1987 году написана картина «Перед крестом», как результат размышлений на религиозную тему. Стоящий у креста Христос погружен в глубокие раздумья. Композиционное решение способствует пространственному размещению фигуры, восприятию ее в пейзаже. Строгая колористическая гамма, выдержанная в синих и фиолетовых тонах, погружает зрителя в мир психологических переживаний Христа – Бога и Человека. Художник многократно возвращался к небольшой картине «Опричники. Казнь» (1988) и переписывал ее. В 1988 году исполнены картины: «Блок. Двенадцать», «Леда». В первом варианте работы «Перед зеркалом» (1990) и в «Сон» (1991) Тычинин обратился к жанру ню. Символический цикл продолжился парной к «Реквиему» картиной «Начало жизни» (1986), которая воспринимается в контрасте с «Реквиемом» и дополняет его.

Эскизы «Любовь» (1986) и «Одиночество» (1986) представляют собой самостоятельные композиции. Фигуры этих работ включены в картину «Начало жизни». Воображаемая ядерная катастрофа изображена в работе «Взрыв» (1992) в виде символических фигур людей, сплетенных в одну массу, в один клубок. Это – парная картина к «Атлантиде», особенно ко второму варианту 1991 года.

В декабре 1988 года в выставочном зале Ленинградского Института железнодорожного транспорта состоялась большая персональная выставка, где творчество художника было представлено наиболее полно, демонстрировались 32 живописные работы. Тогда в газете «Смена» о Тычинине появилась первая публикация. В петербургском кинотеатре «Свет» на фестивале 1992 года демонстрировался фильм «Творчество», снятый по мотивам картин Тычинина его женой – Е.Е. Тычининой. Музыка к фильму была специально написана композитором И.В. Глушаковым. На кинофестивале Балтийских стран создатели кинофильма были удостоены второй премии в разделе документальных любительских фильмов.

К 300-летию Российского флота была переработана картина «Не скажет ни камень, ни крест, где легли…». В окончательном варианте она стала трехчастной композицией. Картина была размещена в мастерской художника Б.Б. Тычинина в Нахимовском училище, где велась работа по ее завершению. В мае 1997 года это произведение демонстрировалось в выставочном зале Центрального музея железнодорожного транспорта на выставке «Творческих работ реставраторов Бориса Певзнера (инкрустация по дереву) и Павла Тычинина (живопись)». На этой экспозиции были показаны 27 живописных произведений, выполненных за десять лет, прошедших с 1988 года – со времени предыдущей выставки. Здесь экспонировались картины на религиозные темы: «Распятие», «Голгофа», «Тайная вечеря» (все три выполнены в 1990). Для традиционного сюжета «Тайной вечери» Тычинин стремился найти новое решение. Иисус Христос представлен спиной к зрителю, его видят только великие художники: Леонардо да Винчи, Микеланжело Буанаротти, Тициан (Тициано Вечеллио), Тинторетто (Якопо Робусти), Питер Пауль Рубенс, Альбрехт Дюрер, Николай Николаевич Ге, Александр Андреевич Иванов, Иван Николаевич Крамской, Василий Дмитриевич Поленов, Сальвадор Дали. Все двенадцать художников принадлежат к разным эпохам, но все они писали Христа, образ которого, по мнению П. Тычинина, мы представляем, прежде всего, по их живописным произведениям.

Все экспонировавшиеся на этих выставках живописные работы Тычинина отражены в двух каталогах, изданных в 1988 и 1997 годах[4].

Реставрация, посещение музеев, педагогическая работа, общение с художниками и искусствоведами расширили возможности собственной манеры письма. Влияние мастеров прошлого особенно заметно в картине «Связь времен» (1991). Картина «Единение» (1994) была написана темперой в жанре ню. Этой работе предшествовали многочисленные этюды с натуры, выполненные в различных техниках – акварелью, гуашью, темперой и маслом. Эта картина музыкальна и поэтична. От женских обнаженных фигур веет чистотой и лиризмом, художнику удалось передать их полное слияние с пейзажем. Серебристо-голубая, переходящая в перламутровые оттенки колористическая гамма еще более усиливает элегические чувства умиротворения и гармонии. «Грезы любви», мираж – определения, созвучные и близкие этому полотну.

В картине «Осень» (1999) изображены три женские фигуры, имеющие символический смысл. «Сентябрь окутан одеждой – листвой, октябрь – слетает пожелтевшая листва, ноябрь – обнаженная природа погружается в сон», – так поясняет художник свой замысел. «Осенью в Ленинграде стынут мосты над свинцово-черной водой каналов и небо разговаривает с водой, отражаясь в ней. Ведь разговаривать можно и не словами, а цветом. Так говорит живопись. Человек все это видит и слушает этот диалог, но ему хочется вмешаться, и он вписывает в холодную отчужденность пейзажа яркую оранжевость осеннего клена и мечтает выкрасить дома в желтый цвет – цвет солнца», – вспоминаются созвучные слова известного актера Олега Даля[5].

Символические картины «Поцелуй», «Цветок. Любовь» (обе – 1999) написаны в двух вариантах, маслом и темперой.

«В жизни так много горя, так много пошлости и грязи, что если искусство тебя будет сплошь обдавать ужасами да злодействами, то уже жить станет слишком тяжело», – писал В.Д. Поленов в январе 1888 года В.М. Васнецову[6]. В наше время положение не стало лучше. Чтобы окунуться в мир красоты и гармонии, ярких красок и красивых лиц, Тычинин обращается к античным сюжетам. С 2000 года он упорно работал над картиной «Орфей и Аполлон», которую завершил в 2001 году. Многофигурная композиция потребовала большой подготовительной работы. К каждой из представленных на полотне фигур Орфея, муз и Аполлона написаны разнообразные этюды. Значительный размер холста (2 х 3 метра) определил масштаб фигур и их компоновку.

За прошедшие годы художником создано необычайно много, и это тем удивительнее, что на творчество остается лишь свободное от работы в музее время. Он активно участвует в выставочной работе музея, занимается экспозиционной деятельностью. В 2002 году П.Б. Тычинин был принят в члены Союза музейных работников. Его пейзажи, портреты, натюрморты и картины находятся во многих частных собраниях России, в странах Ближнего зарубежья и за границей. У Павла Тычинина необычайно много творческих планов, идей и сюжетов, которые в будущем ему хочется воплотить. Каждое лето – период создания пейзажей, этюдов и набросков для новых композиций.


Ольга Кривдина, профессор, кандидат искусствоведения,
член Союза художников России

Статья под названием «Павел Тычинин. Обзор творчества» опубликована в книге:
Ваятели и их судьбы. Научная реконструкция творческих биографий российских скульпторов
середины и второй половины ХIХ века.
Глава 40 С. 530-540 СПб: «Сударыня», 2006

3. Лебедев А. К. Василий Васильевич Верещагин. М., 1972. С. 287.

4. См.: 1) Павел Тычинин. Выставка живописных произведений. Каталог. Выставочный зал Ленинградского института инженеров железнодорожного транспорта. Л., 1988. Сост. О. Кривдина, Б. Тычинин; 2) Павел Тычинин. Выставка живописных произведений. Каталог. Центральный музей железнодорожного транспорта Российской Федерации. СПб., 1997.

5. Олег Даль. Взрослый молодой человек. Дневники. Письма. Воспоминания. М., 2003. С.350-351.

6. Письмо В.Д. Поленова – В.М. Васнецову от 8 января 1888 г. – Сахарова Е.Д. В.Д. Поленов: Е.Д. Поленова: Хроника семьи художников. М., 1964.