ВЫСТАВКА В БИБЛИОТЕКЕ

Современная художественная выставка может проходить в самых необычных, как оказалось, местах. И таким местом в Санкт-Петербурге можно назвать библиотеку «Книга во времени» на проспекте Пархоменко 18. Интерьер библиотеки поражает демократичностью и ультрасовременным дизайном. Фойе библиотеки, в котором регулярно проходят презентации выставок и творческие встречи, представляет собой светлый двухуровневый зал, где на втором этаже оборудована экспозиционная галерея для регулярно проводящихся здесь художественных выставок. Через огромное окно, занимающее все пространство стены, свет идеально освещает экспозицию днем. А так же есть и специальная подсветка для картин. Недавно открывшаяся библиотека пропагандирует культуру во всех ее проявлениях, включая изобразительное и декоративное искусство. Живопись в подобном интерьере становится доступной и близкой каждому человеку, так как заключена в камерное пространство, создающее эффект сопричастности миру художника. Здесь искусство не подавляет и не шокирует, а человек может изучить картину, находясь с ней с глазу на глаз, вступая в диалог.

Данный обзор я хочу посвятить выставке, которая проходила в феврале 2013 года. Выставка художника-реставратора Павла Борисовича Тычинина была приурочена к его 50-летнему юбилею, а также на ней имелся раздел, посвященный памяти Евгения Дмитриевича Шапилова (1926-2011) – инженера, преподавателя, историка.

Павел Тычинин родился в 1963 году в семье художника в городе Новосибирске. Его отец Борис Александрович Тычинин (1924-1979) был художником (его картины хранятся в Новосибирской областной картинной галерее) и инициатором создания графического факультета художественно-педагогического училища в Новосибирске, который готовил художников-педагогов для Сибири. Мать – Тычинина Людмила Павловна была школьным учителем рисования и черчения, старший брат Борис Борисович тоже стал художником. Свой творческий путь Павел Тычинин начинал в Новосибирске, где окончил художественно-графическое отделение училища. С 1986 года Павел живет в Петербурге, где работает художником-реставратором в Центральном музее железнодорожного транспорта РФ. Павел Тычинин пишет исторические и символические картины, портреты, натюрморты, пейзажи.

Выставку открывают портреты тестя, Шапилова Евгения Дмитриевича. Обращает на себя внимание портрет 1995 г. Это поясное изображение. Портретируемый изображен в три четверти, сидящим на стуле, в строгом костюме, на лацкане – знак почетного железнодорожника. Техника исполнения портрета – многослойная живопись, подмалевок выполнен темперой, прописки – маслом с последующими лессировками. Лицо тщательно моделировано. Старинный стул с резной спинкой конца XIX века созвучен образу коренного петербуржца, интеллигента, хранителя традиций. Не исключено, что интерес к официальному портрету у художника возник при реставрации коллекции портретов министров путей сообщения XIX века, хранящихся в фондах музея железнодорожного транспорта.

Два других портрета Е.Д. Шапилова, представленные на выставке, выполнены в иной манере. Портрет 1986 года, в технике алла прима, передает живой энергичный образ деятельного человека с внимательным доброжелательным взглядом. А другой, 1988 года, выполненный в этюдной манере, запечатлел Евгения Дмитриевича за научной работой.

Почти все остальные работы представляют собой пейзажи, посвященные родной природе в разные времена года. Самые яркие и эмоционально насыщенные осенние пейзажи: «Осень», «Цветочный пруд», «Покров», «Поздняя осень». Это живописная серия прудов парка Лесотехнической академии. Осенняя пора вдохновляет художника красотой и многоцветием. Это приподнятые и радостные работы. Лебединая песня природы звучит мощным торжественным хором, увлекает зрителя богатством и чистотой красок.

Летние пейзажи: «Толмачево. Река Луга», и «Озеро Затуленское». В работе «Толмачево. Река Луга» изображена насыпь железной дороги, мост и излучина реки. Эту картину можно назвать «Ожидание поезда». Изображено конкретное место – берег реки у железнодорожной станции Толмачево.

«Озеро Затуленское» – это пасмурный день над лесным озером.

Из зимних пейзажей представлена одна работа – «Финский залив. Сосны». Незатейливый вид шести занесенных снегом деревьев на фоне скованного льдом залива – привычный и родной вид для петербуржца, выбравшегося за город в морозный зимний вечер. Эта работа – самое неожиданное открытие на выставке. Зимнему пейзажу было обращено больше всего внимания посетителей, поделившихся своими впечатлениями в книге отзывов.

На выставке экспонировалась работа «Блок. «Двенадцать» – художник запечатлел поэта в момент создания знаменитой поэмы. Главное в картине – передача творческого состояния, тревога за будущее России и чувство беззащитности у зажженной свечи.

Мифологическая картина-эскиз «Ожидание» переносит нас в Античные времена: декоративная гряда гор, одинокая фигурка женщины в белой тунике на фоне моря. Закатное солнце создает эффект мимолетности ускользающей красоты, воспоминания о далеком прошлом человечества. Театральность и декоративность в решении композиции продолжает традиции петербургских художников «Мира искусства».

Автопортрет художника 1986 года завершает экспозицию – это одна из ранних работ в период становления художника. Широкое письмо алла прима передает состояние внимательного созерцания и поиск пути молодого художника. Эта глубоко личностная, психологическая работа написана на одном дыхании.

На выставке представлена лишь малая часть творчества Павла Тычинина, но и эти картины, которые ранее никогда не выставлялись, оставляют в душе зрителя светлый след. Раздел выставки памяти Евгения Дмитриевича Шапилова – это витрина с редкими открытками видов разных городов, фотографиями, изданиями его книг о конке и трамвае, железных дорогах России и личными вещами историка. Выставка представляет редкое единение двух людей разных поколений интеллигенции – художника и его тестя, срез культуры творческого Петербурга.

Тычинин А.П.,
сотрудник Русского музея. 2013 г.