Фрагмент статьи «Павел Тычинин и его живопись». Журнал «Аврора», №2, 2014

15 февраля 2014 года в библиотеке «Книга во времени», расположенной на проспекте Пархоменко, 18, состоялось открытие выставки его живописи. Это вторая выставка Павла Тычинина в данной библиотеке. Год тому назад здесь была представлена экспозиция пейзажных работ художника, приуроченная к его 50-летию. В отличие от той экспозиции на нынешней выставке показан широкий спектр живописных произведений: портрет и пейзаж картины на исторические темы.

Посетители экспозиции в библиотеке «Книга во времени» имеют возможность увидеть пейзажные работы Павла Тычинина, отличающиеся своеобразным техническим решением и тонким колоритом. Все они написаны с натуры и посвящены разным временам года: «Весна. Пробуждение» (2013), «Осень. Березы» (2012), «Лето. Оредеж. Лодки» (2002). Художник использует натурные этюды, отбирает наиболее выразительные мотивы и состояния природы, превращая их в своих картинах в одухотворенные и проникновенные произведения. Сам художник так делится своими размышлениями: «Пейзаж занимает важное место в моей живописи. На мой взгляд, это самый прекрасный жанр, где можно проявить свои способности в передаче колорита и живописной фактуры. Для меня это стихия цвета и эмоций».

На выставке также экспонируются «Автопортрет» (1992) и «Портрет брата Бориса Борисовича Тычинина» (1983), где найдены не только разные композиционные построения, но и выражено стремление глубоко постичь натуру. Три женских портрета: «Жены художника Е. Е. Тычининой» (1989), «Н. Ю. Колташовой» 1999), «Е. Б. Доррер» (2000) предоставлены на выставку из частных собраний. Эти работы передают проникновенное общение художника с моделью, когда все внимание сосредоточено на постижении образа, сущности портретируемого, передаче его сосредоточенности и характерности. Все три работы отличаются разным колористическим решением, подчеркивающим и выявляющим особую индивидуальность. Как отмечает автор, для него жанр портрета является самым сложным. «Здесь необходимо сохранить сходство и „не засушить” живопись, и главная цель — создание собирательного образа». В 2014 году был написан портрет сына художника «А. П. Тычинина», законченный непосредственно перед открытием выставки. Романтический образ юноши обратил на себя внимание многих посетителей.

На протяжении многих лет Тычинин работает над историческими темами. Неоднократно он обращался к сюжету из жизни Древней Руси, в частности, к царствованию Ивана Васильевича Грозного, что отражено в композиции «Опричники» (1988). Напряженный колорит и контрастность цвета, жесткий рисунок и многофигурная композиция передают трагизм эпохи.

Центральное место в экспозиции занимает «Тайная вечеря» (1990). Это полотно продолжает всемирно известную тему, популярную у многочисленных западноевропейских и российских живописцев. Необходимо особо отметить оригинальность и своеобразие в передаче этого сюжета автором. Мы видим Иисуса Христа изображенным со спины, он обращен лицом к собравшимся перед ним художникам: Микеланджело, Тициану, Н. Н. Ге, А. А. Иванову, Леонардо да Винчи, И. Н. Крамскому, Эль Греко, Тинторетто, В. Д. Поленову, П. П. Рубенсу, А. Дюреру, Сальвадору Дали. «Однажды в моей голове появилась мысль: „Каким мы представляем Христа?” Мы видим его глазами великих художников. Поэтому в картине он стоит лицом к художникам, которые размышляют о его судьбе и предназначении. Все изображенные мастера бывали в Риме, что их объединяет, и потому купол собора святого Петра парит над ними», — объясняет Павел Тычинин свою главную идею.

Во время открытия выставки состоялась презентация сайта, посвященного творчеству П. Б. Тычинина, разработанного художником совместно с дизайнером Еленой Борисовной Доррер. Работа над сайтом продолжалась в течение года и велась планомерно и обстоятельно, что дало возможность охватить весь жизненный путь и творчество живописца. В настоящее время с персональным сайтом можно ознакомиться по адресу: PAVELTYCHININ.RU.

Ольга Кривдина
член Союза художников России,
кандидат искусствоведения, профессор