Глава 6.
Выставка «О днях минувших вспоминая»

В дни празднования 70-летия Победы в Великой Отечественной войне в мае 2015 года в выставочном зале Центрального музея железнодорожного транспорта Российской Федерации (Санкт-Петербург, ул. Садовая, 50) была открыта выставка живописи и графики художников династии Тычининых. Представлены работы Бориса Александровича Тычинина и двух его сыновей Бориса Борисовича и Павла Борисовича, многие годы являющихся художниками этого музея и создателями данной экспозиции.

Показ произведений известного новосибирского живописца Бориса Александровича Тычинина приурочен к 90-летию со дня рождения художника, родившегося 29 октября 1924 года в г. Дебальцево на Украине. При жизни художника его произведения были хорошо известны многим деятелям культуры и искусства Новосибирска. Однако идея об организации персональной выставки не была реализована. Лишь посмертно состоялась масштабная выставка почти всех работ художника, оставившая тогда глубокий след в душах сибиряков.

Обращаясь к биографии мастера, отметим, что его отец Александр Петрович Тычинин работал инженером на металлургическом заводе в г. Славянске, расположенном недалеко от Дебальцево. Мать — Агриппина Александровна Тычинина была учителем математики в средней школе.

Из представленных на выставке работ, созданных на протяжении всего творческого пути, отметим ряд рисунков, выполненных в 1941 году, в дни перед самым началом войны. В это время Борису Тычинину было всего 16 лет, он закончил девять классов средней школы города Дебальцево, занимался в изостудии и мечтал стать художником. Рисунки исполнены карандашом и пером, изображают обыденные предметы — раскрытую книгу, крынку с растением, лежащую кошку. Один из рисунков выполнен 21 июня 1941 года — прямо перед началом Великой Отечественной войны.

Несколько рисунков относятся к периоду службы в Красной Армии в Берлине, где в 1945 году Тычинин стал первым художником в клубе при Доме офицеров. На одном из рисунков представлен задумавшийся русский солдат, опирающийся рукой на эфес сабли. Проникновенный и запоминающийся облик молодого мужчины точно передает ощущение времени первых дней победы. Это не только убедительное документальное свидетельство той эпохи, но и произведение высокого художественного достоинства. С 1949 по 1954 год Тычинин учился в Харьковском художественном училище, где изучил технику классического рисунка и живописи и приобрел профессионализм. В эти годы были созданы рисунки, выполненные с натуры и живописные портреты, характеризующиеся тщательной проработкой формы, точностью рисунка и моделированием объема.

В 1954 году художник получил назначение на работу в педагогическое училище города Новосибирска. За организацию и участие студенческих отрядов педагогического училища в уборке урожая Барабинских и Кулундинских целинных земель в 1957—1959 годах он был трижды награжден медалью «За освоение целинных земель». В 1964—1965 годах он организовал и возглавил художественно-графический факультет педагогического училища им. А.С. Макаренко. Для оснащения учебного процесса Институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина (Академия художеств СССР, Ленинград) предоставил гипсовые отливы скульптуры, рисунки и методические пособия. Он ежегодно организовывал поездки студентов на художественную практику в Ленинград, Москву, Кижи, Валаам, Самарканд, Ташкент, Бухару. Каждый год проводились выставки студенческих работ и произведений преподавателей.

На выставке представлены живописные произведения, созданные художником в разных жанрах: композиции на исторические сюжеты, пейзажи и портреты. Значительное место в его творчестве занимала военная тема. На протяжении всей жизни он работал над картиной «Молодогвардейцы. Краснодонцы» (1950—1970-е годы), первый набросок к которой был выполнен еще во время обучения в художественном училище. Толчком к написанию картины послужило чтение романа А.А. Фадеева «Молодая гвардия». Находясь в Берлине, Тычинин прочитал этот роман, изданный на немецком языке, и был потрясен совпадением судеб героев-молодогвардейцев со своей собственной судьбой. Он был того же возраста, как и они, жил на той же оккупированной фашистскими войсками территории.

Тема Великой Отечественной войны получила свое отражение в картинах «Бегство» (1970), «Землянка» (1976), «Конец» (1976), «Школа. Война» (1977), «Последние бои. Пианист» (1979). В этих работах художник выразил свои личные переживания и впечатления. Композиция «Бегство», выдержанная в серебристо-серых тонах русской зимы, изображает вереницу отступающих немецких солдат. Эта работа вызывает ассоциации с окончанием Отечественной войны 1812 года — отступлением армии Наполеона по Смоленской дороге. Картина «Последние бои. Пианист» стала одной из последних работ художника, уже тяжелобольного человека, вновь обратившегося ко времени своей молодости. На полотне представлен эпизод, увиденный в Берлине во время боев: в разрушенном здании молодой русский солдат играет на пианино.

Важное значение в творчестве художника имела историческая тематика. Особенно близка ему была история декабристов, которой он посвятил картины «В Сибирь. М.Н. Волконская» (1957), «Письмо в Сибирь» (1975), «В ссылке» (1976). Монументальное полотно «В Сибирь. М.Н. Волконская» находится в Новосибирском государственном художественном музее.

Борис Александрович постоянно путешествовал по Сибири и Алтаю, он отразил свои впечатления и любовь к природе в многочисленных пейзажах. В экспозицию выставки вошли «Алтай» (1978), «Река Чемал. Алтай» (1979), «Чемальская ГЭС» (1979). Особая красота и мощь алтайской природы, ее первозданность и многоцветие вдохновили художника на создание целого цикла произведений, передающих удивительное разнообразие мира Алтая. В работе над этими пейзажами проявилась насыщенная красочная палитра, яркость цвета, широкий и динамичный мазок, разнообразие композиционных решений. Живопись художника приобрела особую индивидуальность.

В 1970 году Тычинин был награжден медалью «За доблестный труд», в 1971 году он удостоен Ордена «Знак Почета». В 1978 году ему было присвоено звание Почетного гражданина города Новосибирска.

15 декабря 1979 года Борис Александрович Тычинин скончался в Новосибирске. В марте 1980 года в Новосибирске состоялась персональная выставка произведений художника, на которой было представлено свыше 80 живописных работ. В отзывах посетителей выставки отмечалось: «Смотря на его полотна, хочется сказать самые искренние слова, как много правды в его работах, какой большой труд настоящего художника». Живописные работы необычайно насыщены глубиной мироощущения художника. Его переживания и размышления о прошлом и настоящем воплощены в запоминающиеся образы людей, красоту пейзажей, былинность исторических сюжетов, таких отдаленных и таких близких.

Традиции отца продолжили Борис и Павел Тычинины. Оба много и плодотворно работают в жанре пейзажа и портрета. Павел значительное внимание отдает созданию композиций на исторические и мифологические сюжеты. Братья работают в различных художественных манерах, у каждого свой индивидуальный стиль письма, что ярко представлено в работах, показанных на этой выставке. Объединяет их жизнеутверждающая нота, звучавшая в картинах их отца, уловленная ими и продолженная.

Ольга Кривдина
член Союза художников России,
кандидат искусствоведения, профессор